Игры

Компьютерные игры почти такое же широкое понятие, как игры в целом. Шахматы, карты, куклы и машинки – всё это может быть игрой. Такое же разнообразие царит и в компьютерных играх: среди них есть как совсем простые, так называемые казуальные игры (тетрис, «змейка», пасьянсы, пазлы, кроссворды, элементарные лабиринты), так и очень сложные (хардкорные), позволяющие пользователю полностью погрузиться в мир игры с помощью костюма виртуальной реальности. У каждого из этих видов есть свои особенности, свои языки программирования и требования к технике, на которой они будут работать.

С точки зрения устройств, современные игры делятся на мобильные и десктопные, т.е. на игры для мобильных устройств и для персональных компьютеров. Мобильные игры в основном разрабатываются на языках Java или Swift (второе – если речь идёт об играх для устройств Apple), для десктопных больше подходят языки C++ и C#, а на Python можно создавать и те, и другие.

История компьютерных игр началась ещё до появления первых персональных компьютеров, во второй половине 1960-х, с игровых аркадных автоматов, внутри которых устанавливались простые процессоры. На таких автоматах можно было играть в «аркады» – короткие, но интенсивные игры: гонки, стрелялки (шутеры), лабиринты с опасностями и т.п.

Следующим этапом развития стали игровые приставки, которые подключались к телевизору. Первой приставкой считается Magnavox Odyssey, вышедшая на рынок в 1972 г.

В 1980-м компания Nintendo выпустила первую карманную игру с микропроцессором и жидкокристаллическим дисплеем. Такие устройства давали возможность играть только в одну игру, однако были популярны из-за своей портативности. Советским детям микропроцессорные игры были известны под маркой «Электроника ИМ», одной из самых популярных игр которой стала «Ну, погоди».

Персональные компьютеры начали конкурировать с игровыми приставками также в начале 1980-х, что привело к кризису в игровой индустрии с 1983 по 1985 годы. В начале 1990-х казалось, что ПК побеждает приставки, однако ситуация изменилась в 1994 году с появлением Sony PlayStation. Секрет её успеха заключался в открытости: в отличие от своих конкурентов, Nintendo и Sega, исповедовавших изоляционистский подход, Sony привлекла к созданию PlayStation сторонних разработчиков игр и помогала им понять работу своего оборудования. В результате к 1996 году программисты Nintendo работали над 60 играми, Sega создавала 200, а для Sony в то же время уже писалось 400 игр. Кроме того, PlayStation вышла на компакт-дисках, отказавшись от традиционных картриджей, и сразу ориентировалась на игры с 3D-графикой.

Появление смартфонов стало ещё одним поворотным моментом в истории игр. Теперь простые развлечения, вроде пасьянсов, головоломок или шарад, стали доступны каждому обладателю «умного телефона», а большие игровые студии сосредоточились на производстве сложных хардкорных игр, дающих пользователю возможность с головой погрузиться в детально прописанный виртуальный мир. Стоит отметить, что такие игры всё чаще можно встретить и в мобильных версиях, поэтому деление здесь нестрогое.


В компьютерных играх существует множество жанров, причём жанры делятся нестрого и чаще всего смешиваются: в стрелялках могут встречаться элементы квестов и наоборот, головоломки можно найти практически в любой ролевой игре и т.д.


Одним из наиболее популярных игровых жанров являются RPG (role-playing game – ролевая игра). Этот жанр вырос из настольных ролевых игр, самая популярная из которых, Dungeons and Dragons, появилась в 1974 году. Суть ролевой игры в том, что участники не просто выполняют задания для прохождения этапов игры, но делают это в каком-либо образе – в роли. Игра ведётся от первого лица – пользователь видит мир глазами героя.


Такие игры немного похожи на театр или кино, однако в отличие от актёров, у которых есть чёткий сценарий, игроки в RPG более свободны. Они могут выбрать один из нескольких вариантов действия, который повлияет на развитие дальнейшего сюжета.


По содержанию RPG могут быть приключенческими (адвенчуры), стрелялками (шутеры) или квестами – поиском скрытых мест и разгадыванием головоломок.


Также элементы ролевой игры встречаются в стратегиях, однако этот жанр предполагает, что игрок находится как бы над обстоятельствами, например: управляет созданием поселения, которое постепенно разрастается до размеров государства, планеты или целой межгалактической империи, обустраивает вверенные ему или завоеванные территории и т.п. Такой способ игры называется «от третьего лица», однако в некоторых стратегиях есть возможность переключения между третьим лицом (создателем мира) и одним из персонажей, которыми он управляет, – в таком случае часть игры ведётся от первого лица.


Один из важнейших ключей к успеху при игре в стратегию – умение грамотно распределять и тратить ресурсы, этот навык зачастую помогает игрокам в реальной жизни.

Квесты, в которых главная задача – разгадывать головоломки, также полезны для саморазвития, они тренируют внимательность, память, логическое мышление, способствуют развитию мозга и расширяют кругозор.

Шутеры помогают снять напряжение и, вопреки расхожему мнению, не усиливают, а снижают уровень агрессии, позволяя человеку выпустить пар. Такие игры, если ими не злоупотреблять, «разгружают мозги» за счёт однообразных, но вызывающих яркие эмоции действий и получения удовольствия от достижения сложных целей.

Песочница – специфический жанр игр, которые позволяют не просто обустроить, но создать свой мир буквально с нуля. Классическим примером такой игры является Майнкрафт, где игрок из кубиков строит своё игровое пространство. Элементы этого жанра встречаются и в стратегиях, где пользователь может создавать собственные карты местности и делиться ими с друзьями при игре по сети.


Среди мобильных игр преобладают казуальные (от англ. casual – повседневный), т.е. достаточно простые игры, рассчитанные на широкий круг игроков. Однако, благодаря тому, что процессоры смартфонов становятся более мощными, популярность набирают более сложные игры, которые раньше были доступны только на десктопе: RPG, шутеры, многоуровневые стратегии.


Игры практически всех жанров существуют как в формате соревнования между машиной (роботом) и пользователем, так и в формате PvP (player versus player) – игрок против игрока. Второе стало возможным благодаря развитию высокоскоростного интернета и возможности взаимодействовать с другими игроками по сети.

Разработка игр (game development, геймдев) – одна из наиболее динамичных и прибыльных отраслей современных IT. Игры окупаются за счёт монетизации, когда игроки вкладывают реальные деньги или просматривают рекламу, чтобы получить дополнительные возможности при прохождении.

Благодаря вовлеченности игроков эта индустрия быстро развивается, а технологии, которые появляются в играх, переходят в другие области. Например, они начинают активно использоваться в обучающих программах. Инфотейнмент (обучение через развлечение) – одно из главных преимуществ инновационных образовательных технологий. Он тоже быстро растет, и ему также нужны специалисты по геймдеву.

В геймдеве множество специальностей: от непосредственно разработчика игр (специализирующегося на разных платформах и жанрах), сценариста, художника, аниматора до художественного руководителя проекта и маркетолога, поэтому здесь могут найти себя люди с самыми разными талантами и опытом.


Чтобы стать разработчиком игр, необходимо выучить один из подходящих для геймдева языков программирования, а также иметь собственный геймерский опыт, чтобы понимать запросы пользователей.