Нейрокомпьютерные интерфейсы
(взаимодействие человеческий мозг / машина)
Далее последовали эксперименты над макаками, в которых приматы мысленно управляли роботизированной рукой, доставлявшей им угощение, роботом-андроидом, находящимся на другом континенте, и виртуальным аватаром – нарисованной 3D-версией себя на экране компьютера. Вскоре появились чипы, которые можно было бы вживлять в человеческий мозг, – так началась эра нейрокомпьютерных интерфейсов.
Благодаря этим системам стало возможно существование электронных протезов, реагирующих на сигналы мозга так же, как обычная конечность, и даже целых экзоскелетов, позволяющих парализованным людям ходить. Компьютерные сигналы, отправляемые прямо в мозг, могут улучшить зрение и слух, создать тактильные ощущения, а связь нейрокомпьютерных интерфейсов с Интернетом вещей позволяет проектировать устройства – от клавиатуры до пылесоса, которые будут управляться силой мысли.
О том, что однажды такая технология станет возможной, писатели грезили задолго до её появления, однако прогнозы фантастов были пессимистичны. В романе Майкла Крайтона 1972 года «Человек-компьютер» главный герой после операции по вживлению электродов в голову вместо того, чтобы излечиться от эпилепсии, становится опасным убийцей. На самом деле оказалось, что возможность расслабить мышцы с помощью прямого сигнала из компьютера в мозг снижает тревожность пациентов и облегчает состояние больных эпилепсией.
Нейрокомпьютерные интерфейсы уже на стадии идеи, ещё до своего реального появления, привлекали внимание учёных и общества в целом. Это фантастическая технология, которая может качественно изменить к лучшему нашу повседневную жизнь и расширить спектр возможностей человека, поэтому потребность в специалистах, разрабатывающих нейрокомпьютерные интерфейсы, постоянно растёт.